15 марта мировое сообщество отмечает Всемирный день
сна. Сон — это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с
минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий
мир. Мы проводим во сне около трети нашей жизни.
И в науке, и в искусстве хорошо известно, что
сон улучшает креативность и творческие способности: например,
Менделеев сформулировал принцип построения своей знаменитой таблицы именно во
сне. Эта гипотеза получила за последние годы обширное эмпирическое
подтверждение. Так, в недавнем совместном исследовании голландских и
американских ученых была поставлена задача изучить, можно ли активно повышать
этот позитивный эффект сна на креативность при помощи неосознаваемой
реактивации творческой задачи во время сна. Эффективность решения творческих
задач оценивалась у испытуемых, принимавших участие в эксперименте с одним из
трех условий: во время сна воздух либо ароматизировался запахом, на который
заранее был выработан условный ответ, либо контрольным запахом, который не был
ни с чем связан для испытуемого, либо не ароматизировался вообще. В вечер,
предшествовавший сну, всем участникам предлагали решить задачу, требовавшую
творческого мышления. При предъявлении задачи первым двум группам воздух
ароматизировался некоторым запахом. В группе последующего сна при обусловленном
запахе реактивация задачи во время сна индуцировалась с помощью запаха,
который этим испытуемым предъявлялся во время решения задачи. В группе сна при
контрольном запахе ночью предъявлялся иной запах, чем при дневном решении
задачи. В условии без запаха никаких ароматов не предъявлялось ни при решении
задачи, ни во время сна. Результаты показали, что наутро после сна с
обусловленным запахом испытуемые оценивались как более креативные, а также
могли предложить наиболее креативный подход к решению, чем испытуемые других
групп. Следовательно, нам не обязательно пассивно ждать прихода музы во время
сна, но мы можем целенаправленно реактивировать условия решения задачи и
запустить процессы творческого мышления, тем самым активно усилив эффект сна на
творческие способности.
В современном обществе люди часто сталкиваются с тем, что время
сна катастрофически уменьшается. Хелен Берджес из Лаборатории изучения
биоритмов Университетского медицинского центра в Чикаго изучила, как
усиление фонового освещения в вечернее время, которое часто приводит к
более позднему времени отхода ко сну и, следовательно, уменьшению длительности
сна, влияет на уменьшение фазы сна, непосредственно предшествующей пробуждению.
Эта фаза является чрезвычайно важной для хорошего самочувствия и ощущения
бодрости. 12 здоровых испытуемых, не страдающих расстройствами сна, участвовали
в двух условиях, различавшихся распределением периодов сна перед тем, как их
освещало яркое утреннее солнце. Испытуемые из первой группы могли спать до 9
часов без перерыва, участники из второй группы спали 3 часа днем и затем 6
часов ночью. 8 из 12 участников спали в общей сложности в течение одинакового
времени, и несмотря на это, у тех, чей сон разбивался на 2 части, фаза перед
пробуждением уменьшалась. Полученные результаты предполагают, что
дополнительное рассеянное освещение по вечерам, ассоциирующееся с более
короткими периодами сна, может значительно уменьшить фазу сна перед утренним
пробуждением, тем самым увеличивая риск сбоя циркадианных ритмов.
Как показало еще одно недавнее исследование,
проблемы со сном связаны с уменьшением вариабельности сердечного ритма во время
рабочего дня. Низкая вариабельность частоты сердечных сокращений
свидетельствует о недостаточных ресурсах организма для адаптации к изменяющимся
условиям среды и является маркером возможного развития тяжелых
сердечно-сосудистых заболеваний и инфарктов. Ученых из Университетского
колледжа Лондона интересовало также, насколько связь этих явлений опосредована
переживаемыми эмоциональными состояниями. В исследовании приняли участие 199
работающих женщин, средний возраст которых составлял 34 года. Они заполняли
опросник на качество сна и фиксировали все положительно и отрицательно
окрашенные события в течение рабочего дня и в предшествующий вечер. Нарушения
сна были обратно связаны с вариабельностью сердечного ритма в рабочее время, но
не во время сна или отдыха, независимо от демографических и поведенческих
факторов. Знак эмоций (положительные/отрицательные) никак не влиял на эту
связь. Таким образом, согласно результатам исследования, нарушения сна
могут уменьшать вариабельность сердечного ритма и, следовательно, повышать
вероятность проблем с сердцем в дальнейшем.
Длительность сна также может
влиять на пищевые предпочтения и склонность к ожирению в возрасте 6-7 лет,
что было показано в лонгитюдном исследовании на обширной выборке канадских
детей. Ученые использовали данные широкомасштабного исследования QLSCD,
проведенного в Канаде в 1998–2010 гг. 1106 детей обследовались ежегодно
вплоть до 6-летнего возраста, другие 1015 детей - до 7 лет. У них каждый год
оценивалась средняя продолжительность сна, а в конце лонгитюда - частота
приемов пищи, пищевые предпочтения и индекс массы тела. Как у девочек, так и у
мальчиков меньшая продолжительность сна была значимо связана с менее здоровыми
привычками в еде в 6-7 лет. Мальчики ели фрукты и овощи реже, а мясо -
чаще, если они спали в среднем меньше. При этом они в среднем реже соблюдали
режим питания и переедали. Таким образом, именно особенности режима питания, но
не потребляемых продуктов, определяли излишний вес при недосыпании. Девочки с
меньшей продолжительностью сна ели меньше овощей, фруктов и молочных продуктов,
и больше пили газировку. Но продолжительность сна при этом не была связана у
девочек с лишним весом.
Все эти исследования еще раз подтверждают важность
здорового, регулярного и достаточного по продолжительности сна на наше
самочувствие и здоровье. Однако, сон может быть и опасен для жизни и здоровья.
В частности, речь идет о ситуациях сонливости у водителей. Известно, что
австралийские дальнобойщики - а на зеленом континенте огромные автопоезда,
проходящие расстояния в тысячи километров, являются основным видом
грузового транспорта - сталкиваются с серьезной проблемой: как бы не
заснуть за рулем.
В новом
исследовании шведских и французских ученых изучалась эффективность двух
наиболее распространенных мер борьбы с сонливостью водителей - открыть окно или
включить радио - и их влияние на субъективные и физиологические оценки
сонливости в реальных дорожных условиях. В эксперименте участвовало 24
водителя. 16 из них попеременно приоткрывали окно на пару сантиметров и слушали
музыку, перемежая их каждые 10 минут в течение всего пути следования
по шоссе, который они могли проходить как днем, так и ночью. У них оценивались
субъективная сонливость и физиологический критерий сонливости - длительность
моргания. Оба показателя значительно снижались, если испытуемые слушали музыку,
но этот эффект был намного меньше, чем увеличение сонливости во время ночной
езды по сравнению с дневной. Приоткрытое окно никак не уменьшало сонливость. 8
водителей участвовали в контрольных условиях - просто проезжали свой маршрут,
не используя каких-либо дополнительных активирующих воздействий. По сравнению с
контрольной группой, у экспериментальной выборки не проявилось никаких
долгосрочных положительных эффектов от музыки или открытого окна. Поэтому
авторы статьи не рекомендуют ограничиваться только этими мерами, а
предпринимать что-либо еще для снятия сонливости. У пресловутых австралийских
водителей действует программа Coffee Brake – Stay Awake! («Делай перерыв на
кофе и бодрствуй!»). Теперь у каждого водителя всегда под рукой карта, на
которой указаны все заправочные станции и придорожные закусочные на пути
следования автопоезда, где водителя ждет бесплатная чашка кофе.
Кроме того,
сонливость и ее влияние на дорожные инциденты изучалась у медсестер,
которые садились за руль после работы. 27 медсестер, у которых либо был
скользящий (дневной вперемежку с ночным) график дежурств, либо постоянные
ночные смены, в течение двух недель носили специальный браслет, оценивающий их
физиологические признаки активности. Они также вели дневник своего сна и
рабочего времени. Всего за это время было зарегистрировано 369 эпизодов
вождения машины. Участники оценивали субъективную сонливость в начале и в
конце вождения и фиксировали все происшествия на дороге. Оценки уровня
сонливости у медсестер со скользящим графиком были выше, чем у тех, кто работа
только по ночам. У обоих групп сонливость и количество происшествий были
выше после ночной смены, чем после нее. Максимальная длительность моргания (в
среднем 8 секунд) до и во время вождения наблюдалась, когда происходило больше
всего инцидентов, связанных с засыпанием. Наиболее опасные случаи происходили,
когда водитель не спал более 16 часов.