Только за последние десять лет на нашу страну обрушилась лавина страшных событий, выдержать которые часто бывает не под силу даже самым психологически выносливым взрослым.
Но беда неразборчива. Она не выбирает, в чью судьбу ей постучаться. И часто участниками тяжелых событий оказываются дети, на долю которых выпадает слишком много испытаний для их лет, для их хрупкой психики.
Стресс в жизни ребенка - это очень страшно. Но последствия стресса, так называемые посттравматические состояния – бывают еще страшней. Это кошмарный сон, от которого так трудно пробудиться. Это червь, медленно, но верно пожирающий спокойствие, счастье и право на улыбку. И одна из актуальных первоочередных задач взрослых помочь детям очнуться от этого долгого изнуряющего сна.
Что такое стресс?
Что же собой представляет стресс, сама травмирующая ситуация? Чтобы понять его природу, необходимо в первую очередь рассмотреть динамику развития стресса.
Принято выделять три стадии развития стресса:
а) АЛАРМ-стадия (стадия тревоги). Эта стадия называется также «предстартовой готовностью».
Ресурсы организма на этой стадии максимально мобилизуются. Ребенок находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически ребенок чувствует себя комфортно, может даже пребывать в приподнятом настроении. Его поведение на этой стадии удивляет окружающих своей неадекватностью по отношению пережитой накануне ситуации.
Удивительным образом «проходят» хронические соматические заболевания: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.д.
Это очень опасное и обманчивое затишье. Это штиль перед бурей.
б) Стадия РЕЗИСТЕНТНОСТИ (стадия сопротивления).
Подъем, который наблюдался на первой фазе, спадает. Наблюдается некоторая усталость. Хотя в целом самочувствие не плохое, но организм уже начинает заявлять о себе. Внутренние ресурсы на этом этапе расходуются более оптимально. Происходит некоторое «врабатывание» в эту ситуацию, психика словно готовится к длительному преодолению трудностей. Энергия расходуется более разумно, приспособляясь к сложившимся обстоятельствам.
в) Стадия ИСТОЩЕНИЯ.
Сил на борьбу больше нет. Защитные механизмы не могут выполнять свою функцию. И физически и психически, ребенок выжат. Энергия исчерпана. Психосоматические заболевания возвращаются с утроенной силой. Пережитое разрушает привычный образ жизни. Снижается аппетит. Возникают проблемы со сном. Часто снятся кошмары - ребенок боится заснуть и увидеть снова этот сон, и этот страх, в свою очередь, порождает бессонницу. Бессонница или прерывистый сон могут также быть обусловлены повышенной тревожностью, невозможностью отвлечься от навязчивых мыслей и расслабиться. Ребенок может стать раздражительным, преувеличенно реагировать на окружающие звуки и события – вздрагивать, вскрикивать начинать плакать, пугаться. Пытаясь себя защитить от новой беды, ребенок становится сверхбдительным, но вместе с этим, ухудшается концентрация внимания, сужается сознание. Могут наблюдаться необоснованные спонтанные вспышки гнева.
На этой фазе требуется неотложное вмешательство специалистов, необходимо обязательно прибегнуть к срочной психологической помощи.
И именно на этой стадии часто возникает комплекс реакций, определяемый в Международной классификации психических нарушений, как посттравматическое стрессовое расстройство, характеризующееся следующими симптомами:
1. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Наблюдаются повторяющиеся и насильственно прорывающиеся в сознание воспоминания о событии (включая образы, мысли, представления). Дети часто проигрывают снова и снова то, что им пришлось пережить. Возникают навязчивые действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации, вспышки воспоминаний), интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающем или символизирующим травматическое событие. Отмечается физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и др.
2. Стойкое избегание разговоров, мыслей, мест, людей, которые могут быть связаны с пережитым травмирующим событием.
3. Срабатывает механизм вытеснения и ребенок затрудняется вспомнить самые важные и травмирующие моменты происшедшего.
4. Ребенок становится равнодушным. То, что раньше доставляло удовольствие, больше не занимает его. Интерес снижен.
5. Появляется и обостряется чувство одиночества. Ребенок отгораживается, замыкается, уходит в себя. Его трудно разговорить, трудно привлечь его внимание, как-то отвлечь. Все, что с ним происходит, он теперь так или иначе связывает с травмирующей ситуацией.
6. Наблюдается эмоциональное выгорание. Способный иногда, как уже было сказано, лишь на внезапные вспышки гнева, ребенок не может переживать сильные чувства и эмоции. Он словно во сне. Словно не здесь.
7. Появляется чувство укороченного будущего. Ребенку сложно представить дальнейшую свою жизнь, и уж тем более, невозможно понять, что когда-то это состояние пройдет, и жизнь снова войдет в привычное русло. Намного проще такие вещи объяснить взрослому, чем испугавшемуся и замкнувшемуся малышу.
Пережившие травматический стресс дети страдают от одиночества, от трудности и даже невозможности установления близких отношений с другими людьми. Возникает так называемая «психическая изоляция». Ребенка тянет к людям, перенесшим подобные переживания. Ребенок невольно, а порой и вполне осознанно, отталкивает сверстников, считая, что они не могут понять его. Другие дети, в свою очередь могут сторониться пострадавшего, обвиняя его самого в случившемся, и как бы боясь заразиться несчастьем. На эти мысли их могут неаккуратно натолкнуть их родители. Часто одинокими оказываются переселенцы (например, под такую категорию попадали дети Чернобыля, которых в школах называли «светлячками, родители запрещали своим детям играть с ними). Такие дети оказываются не только в психической, но и в физической изоляции.
Ребенок вновь и вновь возвращается к пережитому. То, что с ним произошло – слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечто бессмысленное. Для него совершенно невозможно понять, почему он страдал и страдает. Почему именно он. И если взрослый хотя бы может сформулировать эти вопросы, то ребенок их только чувствует и не способен их ни с кем обсудить.
Ребенок, перенесший психотравму, не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая о ситуации он думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до ...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно.
Пережитые в детстве травматические события притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически остается в том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии.
Психотравма также отражается и на будущем. Люди перенесшие травму нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действия. Статистика показывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.
Для того, чтобы ребенок продолжать жить, свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Часто люди, особенно дети, стараются избавиться от травмирующего воспоминания – вытеснить его из сознания, вроде как забыть. Но этот способ столь же привлекателен, сколь и коварен. Загнанная на уровень подсознания травма как заноза будет давать о себе знать в виде неврозов, навязчивых мыслей, иррациональных страхов, кошмарных сновидений. Вытесненные переживания также могут проявляться в виде психосоматических заболеваний.
Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если ребенок переживает травматический стресс. Чтобы не было потом слишком поздно или слишком сложно. Чтобы не накрутился этот снежный ком проблем, разгребать который потом приходится годами, даже с помощью психотерапевта.
Как вести себя родителям, чей ребенок переживает стресс.
Постарайтесь понять, что именно и как именно ощущает в этот момент ваш ребенок. Только прочувствовав, пропустив через себя его состояние, вы сможете правильно смоделировать свое поведение по отношению к нему.
Будьте рядом с ребенком, постарайтесь поймать момент, когда он захочет выговориться. Но не заводите разговор о травмирующем событии первыми. Не усугубляйте состояние ребенка собственными переживаниями.
Прежде всего, чтобы помочь ребенку, необходимо установить с ним контакт. Дети, пережившие психологическую травму, как правило, нелегко идут на общение, даже с близкими людьми. Здесь важнейшую роль играют невербальные средства общения, к которым должны прибегать взрослые, такие как невербальное отражение (отзеркаливание, синхронизация), которое заключается в отражении позы, темпа речи, громкости, тональности, дыхания ребенка, его собственного поведения, и т.д.
Помочь ребенку отреагировать переживания, которые копятся внутри можно опираясь на фантазию ребенка, так как фантазия - это хранилище его переживаний, чувств. Ребенок вряд ли сообщит вам, что он чувствует, чего боится, но в свободное фантазирование он вложит все, что его беспокоит, откроит самые потайные уголки своей души. Поэтому, огромное количество методов направленно именно на детское фантазирование. Это и рисунок, и лепка, и игра, и сочинение рассказов. Вы можете использовать элементы медитации, чтобы расслабить ребенка, снять его мышечные блоки. Можно использовать специальную релаксационную музыку, природный видеоряд. Существует множество упражнений - источников фантастических идей. Здесь многое зависит от изобретательности и воображения взрослого.
Таким образом, вы можете использовать следующие методы работы с ребенком, чтобы помочь ему отреагировать ситуацию:
Медитация с последующим рисованием
Предложите ребенку удобно сесть, закрыть глаза, расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов, и, следуя за вашим голосом, отправиться в путешествие в его внутреннее пространство – в то пространство, которое возникает перед его мысленным взором. При этом можно сказать: "При закрытых глазах ты можешь почувствовать это пространство - в нем находится твое тело и воздух вокруг тебя. Это приятное место, потому что это именно твое пространство". Этот момент очень тонкий, так как ребенок успокаивается и чувствует значимость происходящего. Для ребенка важно, что это именно ЕГО пространство, он чувствует себя значимым и позволяет приоткрыть дверь в свой внутренний мир.
Далее ребенку предлагается отправиться в путешествие. Взрослый может сам вести ребенка, например, описывая восхождение в гору, или прогулку к морю, либо в другое дивное место. Рассказ должен вестись медленно, с большим числом пауз, чтобы дать возможность ребенку представить, где он, увидеть образы, возникающие в его подсознании. Можно просто дать ребенку инструкцию, чтобы он отправился в место своей мечты. Главное, чтобы ребенок представлял себе нечто и смог потом это описать и нарисовать.
Эти рисунки - богатый диагностический материал. Ребенок описывает рисунок, объясняет, почему он нарисовал именно эти предметы, этот пейзаж. Необходимо предложить ребенку стать каким-то объектом рисунка, или просто линией, или цветом - тем, что больше всего ребенка привлекает в его рисунке. Или попросить его стать самым хорошим и самым плохим местом на рисунке. Увлекшись этим перевоплощением ребенок поведает те чувства, переживания, опасения, которые он ни за что не выдаст при обыкновенной беседе.
Отождествление с животным миром
Дети с большим удовольствием идентифицируют себя с животными. Ребенку проще рассказать про свою беду, перевоплотившись в какого-нибудь зверька, спрятав, таким образом, свою открытую детскую душу за щит персонажа из мира животных. Это – не он, это зайчик пережил все эти ужасы.
Итак, надо попросить ребенка представить себя каким-нибудь животным, поиграть с образом этого животного - попросить сделать это животное другого цвета, заставить его встать, сесть, перейти на другое место, играть, говорить. Ребенок может обзавестись крыльями, и он тогда расскажет, куда летит, что видит, как ощущает себя в полете. От чего он хотел бы улететь. Можно ввести ребенка в метафорический рассказ, в какую-то экстремальную ситуацию, например, попросить предложить представить себе птицу, попавшую в грозу. Пускай он нарисует то, что представляет, потом станет то птицей, то страшной молнией, описывая при этом каково ему в таком положении, есть ли выход, какой он? Нет ли в его жизни подобной ситуации? Не чувствует ли он себя птицей, попавшей в шторм?
Сказки
Австралийский психолог Дорис Бретт предлагает в работе с детьми использовать сказки. Ребенку рассказываются истории, в которых действует герой или героиня, наделенные характерными чертами этого ребенка и которые сталкиваются с теми же проблемами что и этот ребенок. В этих историях герой или героиня находят пути и способы понимания и разрешения своих трудностей. Рассказы могут включать помимо главных героев волшебные, фантастические персонажи. Главное, чтобы ситуация главного героя напоминала ситуацию данного ребенка.
Рассказ "подгоняется" под ребенка: похожая ситуация, похожее имя, возраст, дом, семья, друзья. Все должно напоминать ребенку о нем самом, но не указывать прямо на него. Часто, когда заводится разговор о самом ребенке, он замыкается, уходит от разговора. А слушать историю - совсем другое дело. Таким образом, создается «зона безопасности» - ребенку не читают наставленийг не обвиняют его, ничего у него не выпытывают. Он просто слушает рассказ о таком же, как он, ребенке и узнает что-то новое, полезное, что-то сопоставляет без неприятных психологических последствий.
Преимущество методики Бретт заключается в том, что рассказы позволяют детям накопить необходимый для перемен опыт. Конкретный опыт, непосредственные переживания оказывают на детей гораздо большее влияние, чем "словесные поучения".
Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Работа с глиной
Поделки - это замечательный материал для раскрытия внутренних переживаний ребенка и снятия стрессового состояния.
Глина дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Создается впечатление, что во время работы с глиной удается проникать через панцирь, через барьеры на пути к ребенку.
Наблюдая за работой ребенка с глиной, можно действительно увидеть, что происходит с ребенком. Это замечательный способ стимулировать словесное выражение чувств у детей. Работа с глиной хорошо сочетается с музыкальным сопровождением - можно попросить детей закрыть глаза и лепить вслепую - так контроль над их эмоциями еще больше спадает. Будто благодаря осязанию и движениям мышц, преодолевающих сопротивление этого податливого материала, обеспечивается доступ к наиболее глубинным структурам психики и проникновение в них. Накопившие агрессию дети могут через глину дать выход своему раздражению.
После работы с глиной необходимо, что бы ребенок поделился впечатлениями, что ему понравилось, что нет. Как он себя чувствует. Можно попросить ребенка представить себя куском глины, спросить, как он себя при этом чувствует. Что из него лепят? И кто это делает?
Кроме глины можно использовать тесто, фигурки из которого застывают и их можно разукрашивать. Можно использовать воск, алебастр, пластилин. Лепка детям доставляет большое удовольствие, занимаясь, они расслабляются, чувствуют себя естественнее, получая приятные сенсорные ощущения. Для расслабления также полезны игры с водой - вода успокаивает, снимает не только мышечное, но и эмоциональное напряжение. Можно предложить ребенку поиграть в бассейне с водой, со множеством предметов для наливания воды. Это могут быть корытца, лейки, брызгалки. Когда ребенок занят водной игрой, он охотнее идет на контакт и рассказывает о своеих переживаниях.
Самое главное в помощи детям, пережившим травму, это реагирование и вопрос персональной ответственности. Дети имеют право чувствовать себя спокойно в любви и безопасности. Они не должны заниматься самообвинениями. Часто дети, перенесшие сильный стресс, не видят альтернатив своему поведению и не могут остановить процесс регулярных страданий.
Детей часто поощряют за то, что они тихо себя ведут, не жалуются и не показывают своих на стоящих "отрицательных" эмоций, Склонные к сотрудничеству, уступчивые дети часто страдают от стрессов. Для них намного полезнее выражать свои чувства, а не заталкивать их вовнутрь.
«Защищенный от стресса ребенок иногда должен проявлять и отрицательные чувства. Такой ребенок знает свои неприятности, напряжение, или то, что он встал не с той ноги. Он учится обращаться за помощью, находить ее в себе самом». (Из ответов детей от 6 до 11 лет) .
Ребенок, защищенный от стресса – это…
Общительный, заботливый, никого не оскорбляет;
Выдержанный и уверенный;
Когда ты уверен в себе;
Очень хороший ребенок;
Который не боится сделать по-новому,
если по-старому не получается;
Ребенок, который может сделать других
людей счастливыми;
Кто борется за свои права;
Тот кто не водится с плохими людьми;
Не боится ни родителей, ни других людей;
С ним не скучно;
Такой крутой.
У ребенка, защищенного от стресса, родители…
Которые помогают ему принять собственное решение;
Которые ему доверяют;
Защищенные от стресса;
С любовью и уважением в сердце;
Спокойные и добрые;
С богатым внутренним миром;
(Из ответов детей от 6 до 11 лет)
(В статье использованы материалы из нижеследующих источников:
Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка» Руководство по детской психотерапии, Москва, 1997г;
Е. Черепанова «Психологический стресс. Помоги себе и ребенку», Москва, 1997г;
Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя...» Психотерапевтические истории для детей Москва, 1996;
Шелдон и Шейла Левис «Ребенок и стресс». С-П, 1997)